Базельская Конвенция и опасные отходы

Существующее положение в Российской Федерации В настоящее время Россия находится на пути реализации Базельской Конвенции по трансграничной транспортировке опасных отходов. Большая часть законодательных установок была завершена. Были определены немногие недостающие положения в российском законодательстве, необходимые для выполнения требований Базельской Конвенцией, и теперь все внимание уделяется подготовке Плана действий. Основной вопрос, который предстоит решить, заключается в том, можно ли текущее законодательное преобразование, закрепленное в целом ряде нормативно-правовых документов, приказов, директив и законов, собрать воедино в единственный законодательный документ. Это могло бы быть достигнуто двумя путями: либо введением нового отдельного закона o трансграничных перевозках опасных отходов, либо принятием поправок к соответствующей главе существующего общего закона об отходах.

Госокмэкология России также предпринимает действия по институциональному укреплению для выполнения Конвенции, создав специальный выделенный центр в начале 1999 г. Для управления выполнением обязательств, взятых в соответствии с Базельской Конвенцией, на установочной фазе выполнения проекта была определена потребность в совершенствовании административной системы. Результатом стала разработка и внедрение такого инструмента, как база данных для хранения заявок и разрешений на транспортировку отходов. При работе с базой данных можно также создать отчет Секретариату Базельской Конвенции.

Система страхования для перевозки опасных отходов является средством обеспечения финансовыми средствами для проведения устранения загрязнения и компенсации ущерба, нанесенного в случае аварий при транспортировке опасных веществ. В России имеется базовое законодательство для введения такой системы, но препятствия для установления эффективной системы страхования лежат в выполнении требований страхования и в неразвитом рынке страховых услуг (также и со стороны поставщиков таких услуг, с смысле их ограниченного количества страховых компаний и конкурентоспособности предлагаемых цен).
 

Выполнение обязательств, взятых по Базельской Конвенции Мероприятия Проекта, относящиеся к Базельской Конвенции, нацелены на укрепление возможностей России выполнять обязательства, взятые в соответствии с Базельской Конвенцией и тем самым снизить угрозу окружающей среде, возникающую при неконтролируемых транспортировке и размещении опасных промышленных отходов. Основными целями данного компонента проекта является оценить «пробелы» по сравнению с Базельской Конвенцией на текущем этапе выполнения Конвенции в Российской Федерации и предложить меры для улучшения. 

Эти «пробелы» включают в себя законодательство, институциональное устройство, организацию, управление и инфраструктуру, относящиеся к государственному управлению выполнением обязательств по Базельской Конвенции, а так же, к трансграничной транспортировке опасных отходов. Эта главная цель компонента достигается выполнением следующих мероприятий в рамках проекта: 

Анализ недостающих положений  («пробелов») Основным инструментов для анализа недостающих положений был комплексный вопросник, основанный на «Базельской модели законодательства». Дополнительным источником информации при анализе недостающих положений служил ответ российской стороны на «Вопросник по контролю за реализацией и соответствием», подготовленный Базельским Секретариатом.

Анализ «пробелов» показал, что большинство положений Конвенции были учтены и представлены в законодательстве Российской Федерации. Основные обнаруженные «пробелы» относятся большей частью к фактическому выполнению и укреплению Конвенции. Обнаруженные «пробелы» сводятся к следующему:

Проект плана действий  Проект плана действий был подготовлен с учетом анализа недостающих положений в законодательстве Российской Федерации, а также информации, полученной в ходе рабочего совещания в середине 1998 г. и дискуссии «за круглым столом» на конференции в декабре 1998 г. Начальные составляющие проекта плана действий были также широко обсуждены на этой конференции. Проект плана действий обращен к установленным недостающим положениям законодательства РФ и предлагает осуществление следующих специальных мероприятий, а также график их выполнения.
Таблица: Проект плана действий и график выполнения Обязательств Базельской Конвенции в России
Область  Действие  Ответственный государственный орган Срок исполнения
Правовая адаптация Хотя в целом изменение в законодательстве и имеет место, дальнейшая ясность и лучшее общее представление могут быть достигнуты или путем подготовки специального Постановления о трансграничных перевозках отходов, который сведет воедино несколько существующих отдельных положений, или  путем пересмотра общего закона «Об отходах» (РР 766) с целью включения положения об опасных отходах и трансграничных перевозках (более широкий пересмотр РР 766 уже инициирован) Госкомэкология Выполнение:
Сентябрь 1999
Реформа институциональной структуры и ее укрепление Введение 2 человек в Компетентную администрацию управления 

Выделение 2 –3  человек Администрации выделенного центра

Федеральное правительство

Госкомэкология

Бюджет: январь 1999 г.
Выполнение до: Июнь

Набор сотрудников СРА январь 1999 г.

Усовершенствование инфраструктуры управления опасными отходами Государственный кадастр об отходах находится в процессе разработки 

Усовершенствование оборудования захоронения/уничтожения отходов должны являться частью (пересмотренной) Федеральной Целевой Программы по отходов 

Госкомэкология
 

Госкомэкология

Completion: Oct. 1999

Пересмотр программы начать в  1999 г. (планируется) 

Укрепление Обновление свода практических действий, основных направлений и инструкций для а) подготовки уведомлений о транспортной документации, b) контроля и (с) инспекции (будет осуществлено в соответствии с пересмотром  постановлений 766, 372 и 166)

Проведение курсов по обучению штата сотрудников Компетентной администрации, Выделенного центра и Таможенного Комитета 

Госкомэкология
 
 
 
 

Госкомэкология
 

Планируется на 
период 1999 – 2000 гг.
 
 
 

Приступить в  1999г
 

Усовершенствование контроля и представления информации  Общее усовершенствование Системы государственной статистической отчетности

Завершение организации компьютеризованной базы данных для обработки заявлений 

Госкомэкология 1999- 2000 гг.
 

Середина 1999 (в соответствии с настоящим проектом)

Введение системы возмещения затрат в отношении администрации Базельской Конвенции  Введение платы за услуги или системы сборов за разрешение  Федеральное правительство  Нуждается в дальнейшем изучении (предпринято в рамках настоящего проекта) 

 
Оценка Схемы классификации отходов Российской Федерации Оценка применяемых в настоящее время в Российской Федерации перечней отходов была сделана в связи с трансграничными транспортировками отходов (Постановление N 766).   Поскольку Госкомэкология уже посчитала существующие классификаторы отходов неприемлемыми, пересмотр перечней был инициирован Госкомэкологией в середине 1998 года.

Новые предлагаемые перечни, по оценке проекта, находятся в соответствии с руководящими перечнями, подготовленными по Базельской Конвенции в феврале 1998 года.

Перечни отходов содержат информацию по: 1) международным таможенным кодам; 2) новым Базельским кодам; 3)  «Y» кодам OECD; 4) классификациям OECD (зеленая, желтая и красная) 5) кодам OECD для опасных составляющих; и 6) Классификатору отходов Российской Федерации.

Были сделаны обзор и оценка Классификатора отходов Российской Федерации (Приказ N 527), причем особое внимание было уделено той его части, которая касается опасных отходов. Было также сделано сравнение классификатора отходов Российской Федерации с международными классификационными перечнями отходов (OECD и Каталог отходов Европейского Сообщества).

Была подготовлена таблица, отражающая взаимосвязь между Европейским Каталогом по отходам (основные группы) и Российским классификатором отходов, которая представлена в рабочих материалах, и которая также отражает оценку перечней опасных отходов для выполнения положений Базельской Конвенции.
 

Воздействие и устойчивость результатов проекта Уже завершен ряд мероприятий для поддержки выполнения обязательств Базельской Конвенции. Проектом, таким образом, признано, что почти все требуемые регламентирующие мероприятия предусмотрены ныне действующим Российским законодательством.

Были также предприняты официальные шаги по созданию Выделенного центра, ответственной за сбор информации касающейся трансграничной транспортировки отходов и отчетность перед Базельским Секретариатом. Ответственной организацией был назначен Центр проектной деятельности (ЦПД), а также были предприняты шаги по выделению сотрудников.

Однако, по мнению Консультанта, устойчивость результатов проекта может быть достигнуты только при условии, среди прочего, выполнения других условий, а именно:

  • Существование необходимой политической воли для признания приоритетности природоохранных проблем;
  • Выделение средств Компетентной администрации и администрации Выделенного центра (финансирование, штат сотрудников, оборудование и т.д);
  • Выделение человеческих и финансовых ресурсов для пересмотра законодательства;
  • Выделение человеческих и финансовых средств для создания административных систем и процедур;
  • Выделение человеческих и финансовых ресурсов для создания систем надзора и контроля для поддержки процесса укрепления;
  • Выделение человеческих и финансовых ресурсов для определения потоков опасных отходов и существующих мест захоронения, а также для создания средств для проведения тестов и проб опасных отходов;
  • Выделение человеческих и финансовых ресурсов для создания инфраструктур управления отходами (средства для обработки и захоронения); и
  • Создание системы возмещения затрат, например в связи с работой  администрации выделенного центра(например, плата за обработку заявлений).
     
Основную угрозу устойчивости результатов проекта может представлять отсутствие финансовых средств. Понятно, что это препятствие преодолеть трудно, но поскольку существуют средства создания механизма возмещения затрат и угроза окружающей среде в связи с ныне действующей системой управления опасными отходами огромна, политическая воля выполнить план действий должна быть по возможности мобилизована. Даже с учетом крайне сложной экономической ситуации Российской Федерации.